Асфальтное покрытие дорог и тротуаров препятствует газообмену и питанию водой подлежащих слоев почвы. В отличие от него, мощение клинкерным кирпичом является безопасным для окружающей среды. Такой материал и способ его изготовления является полностью экологически чистыми. Выложенные ним парковые аллеи, садовые дорожки, двор загородного коттеджа или летняя площадка придадут территории ухоженный и опрятный вид.
Преимущества и недостатки
Кирпич для мощения дорог изготавливается способом обжига в камерах с разным температурными режимами от 1000 до 1400 °C. Такая технология полностью спекает глину, превращая ее в крепкий и долговечный монолитный камень, а различные составы тугоплавких глин позволяют получать брусчатку разнообразных цветов и оттенков. Цена клинкерного кирпича довольно высокая и это, пожалуй, единственный минус.
В ассортименте клинкера присутствую камни разных фактур и форм, от классического гладкого параллелепипеда до мозаичных фигур с шероховатой поверхностью. Такое разнообразие поможет воплотить в жизнь оригинальные задумки ландшафтного архитектора. Помимо эстетического разнообразия, клинкерная брусчатка обладает такими преимуществами:
- Высокая износостойкость без потери цвета и истирания.
- Прочность и долговечность. Выдерживает нагрузку до 500 кг на 1 кв. см.
- Кислотостойкость свыше 95%.
- Огнестойкость.
- Морозостойкость. Без потери физико-технических характеристик переносить длительные перепады температур.
- Имеет низкое водопоглощение.
Материалы и инструменты

Несмотря на видимую простоту мощения, существуют некоторые нюансы, которые необходимо учитывать. В первую очередь, помимо клинкерного и бордюрного камня необходимо запастись строительным инвентарем и материалами для укладки:
- Емкости для воды и сухих смесей:
- цемент и песок.
- Лопата, грабли, веник.
- Угловая шлифовальная машина или пила по камню.
- Уровень или правило.
- Молоток деревянный или резиновый.
- Шнуры строительные и колышки для разметки.
- Защитные рукавицы и очки.
Вернуться к оглавлению50% успеха долговечности службы клинкерного мощения принадлежит правильной технологии укладки.
Этапы работы
Разметка и подготовка участка
Очистив территорию будущей дорожки от сухой травы, листьев и мусора, выполняют разметку участка:

- Определение нулевой линии ската. Часто тротуарные дорожки не оснащены системой дренажного отвода талых и дождевых вод, поэтому следует предусмотреть небольшой уклон для стока из расчета 0,5 см на каждый погонный метр. Такой уклон делают по направлению от строения, чтобы сточные воды не затекали под фундамент и не разрушали его.
- Забить колышки в углах будущей дорожки и натянуть между ними веревку на высоте 10—12 см от уровня грунта. Высота натяжения должна быть одинакова по всей длине, этот показатель контролируют уровнем.
- Вбить металлические или деревянные ограничители по бокам дорожки для удобства мощения.
- Разбить огражденную территорию на меньшие участки на длину правила. Вбить дополнительные колышки с каждой стороны и натянуть поперечные нити.
- Вынуть грунт и утрамбовать его с учетом уклона:
- В пешеходной зоне — на 20—30 см.
- Для дорог с интенсивной автомобильной нагрузкой — до 0,5 метра.
- Уложить дренажное основание. Уплотнять виброплитой или вибротрамбовкой 3 слоя.
- Песок средней или крупной фракции до 5 см.
- Щебень мелкий 10—20 см в пешеходной зоне и 20—30 см для проезда легкового транспорта.
- Песок гидронамывной чистый мелкой фракции 2—4 см, как выравнивающий слой.
- Установить бордюр в бетонный замок или боковой водосток.
- Проконтролировать с помощью уровня уклон.
Способы мощения клинкерным кирпичом

Перед началом работы кирпич для мощения дорожек сортируют по цветам для удобства выкладки цветных орнаментов, а также откладывают те экземпляры, которые имеют дефекты. Их используют в крайних случаях для подрезки. Смешав 5—6 частей мелкого песка с 1 частью портландцемента М 400, смесь ровным слоем высыпают на рабочую область до установленного уровня. Излишки убирают правилом и утрамбовывают смесь.
Кладку лучше начинать с центра композиции и продвигаться к боковым ограждениям дорожки. При этом каждый уложенный кирпич пристукивают резиновым молотком для хорошей фиксации. При таком способе легко соблюдать симметрию рисунка, а подрезанные болгаркой или пилой до нужного размера камни, будут размещаться на периферии дорожки и не испортят эстетику кладки. При работе с угловой шлифмашиной лучше использовать защитные перчатки и очки, а кирпич увлажнить водой.
Кладку осуществляют «стык в стык» или с зазором в 3—5 мм. Второй вариант предпочтительнее, так как позволяет тщательно просыпать швы связующим раствором и укрепить мощение, что продлит срок службы дорожки и предотвратит попадание влаги. При замене отдельного кирпича его легче вынуть, не повредив и не нарушив соседние. Демонтаж дорожки целиком тоже пройдет более качественно и извлеченные экземпляры будут пригодны для дальнейшего использования.
Вернуться к оглавлениюОформление швов

После укладки поверхность дорожки засыпают мелкодисперсным песком, иногда с добавлением цемента, в пропорции 10:1. Увеличивать порцию цемента не рекомендуется, так как он снижает прочностные характеристики клинкера. Далее песчаную смесь тщательно затирают и утрамбовывают. Для этих целей используют виброутрамбовочную плиту. Затем дорожку увлажняют и сметают лишний раствор.
Процедуру затирки проводят сразу же после укладки, чтобы сохранить прочность мощения и равномерность зазоров. Площадке с мощением дают 2—3 дня на усадку, во время которых ходить и ездить по ней не рекомендуется. Чтобы продлить срок эксплуатации и сохранить эстетику кладки, стоит зимой регулярно чистить снег метлой или деревянной лопатой, не используя острые предметы для скола наледи. При необходимости, обновляют швы песком.